Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вы вошли как Гость Воскресенье 22.12.2024 17:41

Внеклассное занятие  «Доброта в нас и вокруг нас»

 (для учеников средних классов)

 

Коврижных Валентина Аркадьевна, учитель русского языка и литературы

ШМОКУ СОШ с УИОП пгт Ленинское

 

Цели:

  1. Воспитание способности совершать добрые дела на благо людям. Осмысление категории «доброта», мотивация на добрые дела
  2. Развитие толерантности, эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека

 

Оборудование:

  1. Высказывания писателей о доброте
  2. Подготовленные пословицы, связанные с темой добра
  3. Конверты с жетонами, символизирующими добро и зло
  4. Эпиграф

 

Ход занятия

 

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Л.Н.Толстой

 

  1. Присоединение к теме

 

Слово учителя

      Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.

     Так ли это?

Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего

национального характера. Делать добро людям – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.

И я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая всегда согревает душу того, кто ее сотворил.

 

  1. Основная часть

     Социальный прогресс возможен лишь в том случае, если он имеет под собою нравственную основу, проводится в соответствии с гуманистической моралью. Поэтому сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние».

Добро - это все то, что морально ценно, что способствует благополучию

человека, общества в целом.

Доброта - морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.

 

     Давайте обратимся к высказываниям писателей о доброте...

  • Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».
  • Жан Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном

          отношении к людям».

  • Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».
  • Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
  • Лев Толстой: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
  • Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».
  • Максим Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно».

 

 

      Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Давайте вспомним некоторые народные пословицы, связанные с темой нашего разговора.

  • «Час в добре пробудешь – все горе забудешь»
  •  «Кто живет в добре – тот ходит в серебре»
  •  «Лихо помнится, а добро – век не забудется»,
  • «Бедного обижать – себе добра не желать»
  •  «Худо тому, кто добра не делает никому»
  •  «Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в    преддверии могилы лишь зло пожнем»
  •  «Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

 

Слово учителя

     Вы обратили внимание, что рядом с добром часто употребляется зло. Добро всегда противодействует злу, борется с ним. Чего же больше в людях: добра или зла? Перед вами конверты с жетонами, символизирующими добро и зло. Подумайте и выберите соответствующий вашим убеждениям жетон. (Жетоны собираются и кладутся на чашечки весов. Всем наглядно видно, чего же больше в людях: добра или зла).

    Когда-то очень давно, в самом начале нашего века, известный музыкант - органист, писатель, доктор философии и богословия Альберт Швейцер,  к величайшему изумлению знакомых, в 30 лет поступает на медицинский факультет, прилежно изучает терапию, хирургию, травматологию. Получив диплом врача, он вместе с юной женой уезжает в центральную Африку, в Габон, туда, где больше всего страданий и невежества. На средства, полученные от своих концертов, книг, лекций, он строит больницу.

Он много работал, лечил, облегчал боль, возвращал радость (только у него в больнице прокаженные люди, обреченные судьбой на одиночество, жили полной жизнью, работали, растили детей). Глубоко уважали и почитали его люди, слагали о Швейцере легенды.

 

Давайте вслушаемся в обращение к нам из его книги «Благоговение перед жизнью».

Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть немного в твоем участии, в твоем времени, в твоем дружеском расположении, может быть, ты окажешь

дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Надо частичку своей жизни отдавать другим. Как ты это сделаешь - зависит от тебя и от

обстоятельств.

 

Давайте задумаемся над вопросами героя стихотворения Александра Яшина:

Слово ученика:

«Сердце чье смягчил,

Кому подал руку?

Кому облегчил душевную муку?

Чью старость утешил?

Кого осчастливил?

Кого на дорогу  торную вывел?»

 

Слово учителя:

    Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были моменты, когда нам кто-то вовремя помог в самых разных ситуациях. Или вы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того, родной это был человек или вовсе незнакомый.

 

Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами, или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или услышали о людской доброте и не забыли.

 

Рассказы педагога и учеников на тему «Добрый поступок»

.

 Слово учителя 

     Представьте себе, если бы каждый из нас был внимателен к окружающим,

скольких бед можно было бы избежать! А сколько новых друзей могло бы быть у каждого из нас! У добра много лиц: кто-то помог дойти до дома заблудившемуся слепому человеку, кто-то, не считаясь со своими скромными расходами, берет на праздники малыша из детдома и радуется вместе с ним подаркам. Иные, прочитав рубрику «Поможем» о пожаре, который сделал скромную семью бездомной, спешат в редакцию с одеждой, собранной у себя дома и у друзей…

    Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери - гласит старинное  изречение. В нем большая мудрость народной педагогики. Невозможно воспитать человечность, если в сердце нет доброты к самому близкому и дорогому человеку - матери, отцу, дедушке, бабушке.

Не выдерживает материнское сердце, сгорает от горя и обиды, если вырастают недобрые, неблагодарные дети.

 

Послушайте историю, которую расскажет нам…

     В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери –

Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери – утром, у Белокосой – вечером. Обе матери были

счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.

- Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая

мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде.… Вот для чего хочется жить…

- А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, - сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.

Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго

смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье,

изумление и умиление. Потом они сидели у кровати своих жен и долго-долго о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о

будущем – конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья,

ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.

Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города

пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась

седина, лица были такими же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали друг

друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад они

родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни, но молчали о сыновьях.

Наконец, Чернокосая спросила:

-Кем же стал твой сын?

-Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила мать. – Он сейчас

дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего

города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына?

 И Белокосая мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать

хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о

большом успехе этого музыканта за рубежом.

-А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.

-Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то

есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме

приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег не  укроет

землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет

землю, сеет и снова убирает… Живем мы в селе – километров сто отсюда. У

сына двое детей – мальчик трех лет и девочка недавно родилась…

-Все-таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. – Твой сын стал

простым, никому не известным человеком.

Чернокосая мать ничего не ответила.

И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мама», - сказал он на прощанье и поцеловал ее.

А к Белокосой матери никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:

-У сына сейчас концерт.… Если бы не концерт, он, конечно, пришел бы…

На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын -

хлебороб из далекого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь…

Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты,

яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины осветилось и морщины расправились.

К Белокосой матери никто не проходил.

Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, тихо вздыхала, боясь, чтобы ее вздохи не услышала соседка.

В третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын-

хлебороб из далекого села – привез два больших арбуза, виноград, яблоки.

Вместе с сыном приехал трехлетний черноглазый внук. Сын и внук долго сидели у постели Чернокосой матери; в ее глазах сияло счастье, она помолодела.

Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке:

вместе с папой он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнером», - сказал мальчик, и бабушка поцеловала его.…

Белокосая мать в эти мгновения припомнила, что ее сын, выдающийся

музыкант, отправляясь в длительные поездки, сдавал, как говорили в семье,

маленького сына в какой-то интернат…

Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой

матери сын-хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что, когда к ее соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына-хлебороба скорее выздоровела. К Белокосой матери так никто и не пришел.

Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Теперь вы совершенно здоровы. В сердце нет никаких шумов». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком». Говоря это, врач смотрела почему-то в сторону.

За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов

красных роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.

Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попросила ее остаться с ней на

несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со

слезами на глазах спросила:

- Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один

день. Ты счастлива, а я… - и она заплакала.

- Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, - сказала Чернокосая, - потому что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения. Поэтому я скажу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер… Умер, когда ему не было и года. А это… не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его трехлетним мальчиком. Он, конечно, смутно помнит это.… Но я для него – родная мать. Ты это видела своими глазами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына приносил тебе переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится к матери, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается. Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца.

 

Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть,

старость и плохие дети. Старость  неотвратима, смерть  неумолима, перед

этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих

детей дом можно уберечь, как и от огня.

 

И это зависит не только от нас, родителей, но и от вас самих - детей. Умейте чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Не приносите тревог, огорчений, обид. Не допускайте, чтобы жизнь родителей была отравлена вашим позорным поведением. Помните, что раннюю старость и болезнь нам приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Когда болит сердце за вас, дети, седеют волосы. Не забываются оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа не остается. А рана от обидных слов заживает, но глубокий след оставляет.

Будьте добрым сыном, доброй дочерью до самой старости.

Умейте чувствовать сердце матери, умейте видеть в ее глазах мир и покой, счастье и радость, тревогу и беспокойство, смятение и огорчение. Если ты не научишься видеть в глазах матери ее душу, ты на всю жизнь останешься нравственной невеждой.

 

 

В заключении нашей беседы послушаем подготовленные вашими одноклассниками стихотворения

 

1.

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

 

2.

Как бы жизнь ни летела -

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело -

Тем живем на Земле.

 

3. 

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнесли в тот самый час,

Когда они другим необходимы.