Внеклассное занятие «Доброта в нас и вокруг нас»
(для учеников средних классов)
Коврижных Валентина Аркадьевна, учитель русского языка и литературы
ШМОКУ СОШ с УИОП пгт Ленинское
Цели:
- Воспитание способности совершать добрые дела на благо людям. Осмысление категории «доброта», мотивация на добрые дела
- Развитие толерантности, эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека
Оборудование:
- Высказывания писателей о доброте
- Подготовленные пословицы, связанные с темой добра
- Конверты с жетонами, символизирующими добро и зло
- Эпиграф
Ход занятия
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
Л.Н.Толстой
- Присоединение к теме
Слово учителя
Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.
Так ли это?
Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего
национального характера. Делать добро людям – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.
И я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая всегда согревает душу того, кто ее сотворил.
- Основная часть
Социальный прогресс возможен лишь в том случае, если он имеет под собою нравственную основу, проводится в соответствии с гуманистической моралью. Поэтому сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние».
Добро - это все то, что морально ценно, что способствует благополучию
человека, общества в целом.
Доброта - морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.
Давайте обратимся к высказываниям писателей о доброте...
- Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».
- Жан Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном
отношении к людям».
- Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».
- Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
- Лев Толстой: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
- Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».
- Максим Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно».
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
Давайте вспомним некоторые народные пословицы, связанные с темой нашего разговора.
- «Час в добре пробудешь – все горе забудешь»
- «Кто живет в добре – тот ходит в серебре»
- «Лихо помнится, а добро – век не забудется»,
- «Бедного обижать – себе добра не желать»
- «Худо тому, кто добра не делает никому»
- «Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнем»
- «Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».
Слово учителя
Вы обратили внимание, что рядом с добром часто употребляется зло. Добро всегда противодействует злу, борется с ним. Чего же больше в людях: добра или зла? Перед вами конверты с жетонами, символизирующими добро и зло. Подумайте и выберите соответствующий вашим убеждениям жетон. (Жетоны собираются и кладутся на чашечки весов. Всем наглядно видно, чего же больше в людях: добра или зла).
Когда-то очень давно, в самом начале нашего века, известный музыкант - органист, писатель, доктор философии и богословия Альберт Швейцер, к величайшему изумлению знакомых, в 30 лет поступает на медицинский факультет, прилежно изучает терапию, хирургию, травматологию. Получив диплом врача, он вместе с юной женой уезжает в центральную Африку, в Габон, туда, где больше всего страданий и невежества. На средства, полученные от своих концертов, книг, лекций, он строит больницу.
Он много работал, лечил, облегчал боль, возвращал радость (только у него в больнице прокаженные люди, обреченные судьбой на одиночество, жили полной жизнью, работали, растили детей). Глубоко уважали и почитали его люди, слагали о Швейцере легенды.
Давайте вслушаемся в обращение к нам из его книги «Благоговение перед жизнью».
Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть немного в твоем участии, в твоем времени, в твоем дружеском расположении, может быть, ты окажешь
дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Надо частичку своей жизни отдавать другим. Как ты это сделаешь - зависит от тебя и от
обстоятельств.
Давайте задумаемся над вопросами героя стихотворения Александра Яшина:
Слово ученика:
«Сердце чье смягчил,
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу торную вывел?»
Слово учителя:
Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были моменты, когда нам кто-то вовремя помог в самых разных ситуациях. Или вы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того, родной это был человек или вовсе незнакомый.
Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами, или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или услышали о людской доброте и не забыли.
Рассказы педагога и учеников на тему «Добрый поступок»
.
Слово учителя
Представьте себе, если бы каждый из нас был внимателен к окружающим,
скольких бед можно было бы избежать! А сколько новых друзей могло бы быть у каждого из нас! У добра много лиц: кто-то помог дойти до дома заблудившемуся слепому человеку, кто-то, не считаясь со своими скромными расходами, берет на праздники малыша из детдома и радуется вместе с ним подаркам. Иные, прочитав рубрику «Поможем» о пожаре, который сделал скромную семью бездомной, спешат в редакцию с одеждой, собранной у себя дома и у друзей…
Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери - гласит старинное изречение. В нем большая мудрость народной педагогики. Невозможно воспитать человечность, если в сердце нет доброты к самому близкому и дорогому человеку - матери, отцу, дедушке, бабушке.
Не выдерживает материнское сердце, сгорает от горя и обиды, если вырастают недобрые, неблагодарные дети.
Послушайте историю, которую расскажет нам…
В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери –
Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери – утром, у Белокосой – вечером. Обе матери были
счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.
- Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая
мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде.… Вот для чего хочется жить…
- А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, - сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.
Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго
смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье,
изумление и умиление. Потом они сидели у кровати своих жен и долго-долго о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о
будущем – конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья,
ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.
Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города
пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась
седина, лица были такими же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали друг
друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад они
родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни, но молчали о сыновьях.
Наконец, Чернокосая спросила:
-Кем же стал твой сын?
-Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила мать. – Он сейчас
дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего
города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына?
И Белокосая мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать
хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о
большом успехе этого музыканта за рубежом.
-А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.
-Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то
есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме
приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег не укроет
землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет
землю, сеет и снова убирает… Живем мы в селе – километров сто отсюда. У
сына двое детей – мальчик трех лет и девочка недавно родилась…
-Все-таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. – Твой сын стал
простым, никому не известным человеком.
Чернокосая мать ничего не ответила.
И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мама», - сказал он на прощанье и поцеловал ее.
А к Белокосой матери никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:
-У сына сейчас концерт.… Если бы не концерт, он, конечно, пришел бы…
На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын -
хлебороб из далекого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь…
Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты,
яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины осветилось и морщины расправились.
К Белокосой матери никто не проходил.
Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, тихо вздыхала, боясь, чтобы ее вздохи не услышала соседка.
В третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын-
хлебороб из далекого села – привез два больших арбуза, виноград, яблоки.
Вместе с сыном приехал трехлетний черноглазый внук. Сын и внук долго сидели у постели Чернокосой матери; в ее глазах сияло счастье, она помолодела.
Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке:
вместе с папой он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнером», - сказал мальчик, и бабушка поцеловала его.…
Белокосая мать в эти мгновения припомнила, что ее сын, выдающийся
музыкант, отправляясь в длительные поездки, сдавал, как говорили в семье,
маленького сына в какой-то интернат…
Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой
матери сын-хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что, когда к ее соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына-хлебороба скорее выздоровела. К Белокосой матери так никто и не пришел.
Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Теперь вы совершенно здоровы. В сердце нет никаких шумов». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком». Говоря это, врач смотрела почему-то в сторону.
За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов
красных роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.
Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попросила ее остаться с ней на
несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со
слезами на глазах спросила:
- Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один
день. Ты счастлива, а я… - и она заплакала.
- Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, - сказала Чернокосая, - потому что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения. Поэтому я скажу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер… Умер, когда ему не было и года. А это… не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его трехлетним мальчиком. Он, конечно, смутно помнит это.… Но я для него – родная мать. Ты это видела своими глазами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына приносил тебе переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится к матери, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается. Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца.
Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть,
старость и плохие дети. Старость неотвратима, смерть неумолима, перед
этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих
детей дом можно уберечь, как и от огня.
И это зависит не только от нас, родителей, но и от вас самих - детей. Умейте чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Не приносите тревог, огорчений, обид. Не допускайте, чтобы жизнь родителей была отравлена вашим позорным поведением. Помните, что раннюю старость и болезнь нам приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Когда болит сердце за вас, дети, седеют волосы. Не забываются оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа не остается. А рана от обидных слов заживает, но глубокий след оставляет.
Будьте добрым сыном, доброй дочерью до самой старости.
Умейте чувствовать сердце матери, умейте видеть в ее глазах мир и покой, счастье и радость, тревогу и беспокойство, смятение и огорчение. Если ты не научишься видеть в глазах матери ее душу, ты на всю жизнь останешься нравственной невеждой.
В заключении нашей беседы послушаем подготовленные вашими одноклассниками стихотворения
1.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
2.
Как бы жизнь ни летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живем на Земле.
3.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнесли в тот самый час,
Когда они другим необходимы.